
Спроектирована как сверхтяжелая подъемная Ракета, чтобы конкурировать с американским Сатурном V и в конечном итоге поставить человека на Луну раньше США, разработка Н-1 и даже ее существование были советской государственной тайной на протяжении десятилетий! Его первый этап был самым мощным в истории, но после четырех неудачных запусков между 1969 и 1972 годами и победы американцев в гонке полётов на Луну программа была свёрнута.
Факты об огромной советской лунной ракете Н-1
- ф
- Главный советский конструктор ракет Сергей Королев всегда мечтал отправить человека на Луну с ракетой Н-1
- Лунная ракета Н-1 была очень высокой — 105 м и она немного короче Сатурна V
- Лунная вариация Н-1 состояла из 5 ступеней ракеты. 3 требовалось для выхода на низкую околоземную орбиту
- Необычная коническая форма Н-1 была обусловлена использованием сферических топливных баков, которые были в основании. Они были 17 м в ширину!
- Первая ступень Н-1 произвела сумасшедшие 4,6 миллиона кг тяги, который легко превысил 3,5 миллиона кг веса американской ракеты Saturn V
- Первая ступень до сих пор является самой мощной ступенью любой ракеты в истории
- Тяга для первой ступени поступала от 30 ракетных двигателей НК-15, расположенных в два кольца, наружное основное кольцо 24 и внутреннее кольцо 6
- Полностью загруженный и заправленный, Н-1 весил поразительные 2750 тонн!

- Все 4 попытки запустить Н-1 на орбиту провалились, а второй запуск с грохотом вернулся на стартовую площадку, что привело к одному из крупнейших неядерных взрывов в истории человечества
- Частично из-за этих сбоев программа Н-1 была приостановлена в 1974 году, официально отменена в 1976 году, а неудачная лунная программа хранилась в государственной тайне до 1990-х годов
Сравнение Сатурн V и ракеты Н-1
Сатурн V был на 6 м выше, чем Н-1, но гораздо тоньше в основании (10 м против 17 м) из – за их различной формы, конической против цилиндрической. Н-1 обеспечивал значительно большую тягу с первой ступени, за счет 30 ракетных двигателей против 5 огромных двигателей F1 Сатурн V. Американская ракета использовала более высокое импульсное жидкое водородное топливо в своих верхних ступенях, а не ракетное топливо на основе керосина как это было в Н-1.
В конечном счете, Сатурн V имел превосходную надежность и никогда не испытывал серьезных сбоев в течение 13 запусков, в то время как все четыре запуска разработки Н-1 все привели к сбою.
В то время, когда была отменена лунная ракетная программа Н-1, оставались две готовые ракеты Н-1, но они были по приказу утилизированы, чтобы скрыть неудавшуюся лунную программу СССР. Однако около 150 ракетных двигателей Н-1 были спрятаны на складе и хранились в запустении, а Россия в конце концов продала 36 из них более чем за 1 миллион долларов каждый в середине 1990-х годов американской компании. В конечном итоге они использовались для полётов на орбитальной ракете ATK Antares, доставляя грузовую капсулу Cygnus на Международную космическую станцию. Однако неудача в 2014 году, которая привела к взрыву ракеты, поставила крест на дальнейшем использовании этих двигателей. Россия продолжает использовать оставшиеся двигатели Н-1 на новых и существующих ракетах, такие как «Союз».

| Общие сведения | |
|---|---|
| Страна |  СССР | 
| Назначение | ракета-носитель | 
| Разработчик | «ОКБ-1» (Королёв С. П., Мишин В. П.) | 
| Изготовитель | «Прогресс» | 
| Основные характеристики | |
| Количество ступеней | 5 | 
| Длина (с ГЧ) | 105,3 м | 
| Диаметр | 17,0 и 15,6 м | 
| Сухая масса | 208 т | 
| Стартовая масса | Н1: 2735 т Н1Ф: 2950 т | 
| Масса полезной нагрузки | |
| • на НОО | Н1: 90 т Н1Ф: 100 т | 
| • на ГПО[прим. 1] — на ГСО — на ГЛО | Н1: 46 т Н1Ф: 51 т Н1: 22 т Н1Ф: 24 т Н1: 33 т Н1Ф: 36 т | 
| • на лунной орбите | Н1: 31 т Н1Ф: 34 т | 
| • на Луне | 5,56 т | 
| История запусков | |
| Состояние | закрыт | 
| Число запусков | 4 | 
| • неудачных | 4 | 
| Первая ступень — «Блок А» | |
| Длина | 30,1 м | 
| Диаметр | от 10,3 до 16,9 м (конус) | 
| Сухая масса | 130 т | 
| Стартовая масса | 1880 т | 
| Маршевый двигатель | Н1: 30 × НК-15 / Н1Ф: 30 × НК-15, НК-33 | 
| Тяга | Н1: 4615 тс (45 258 кН) Н1Ф: 5130 тс (50 308 кН) | 
| Удельный импульс | Уровень моря: 297 с Вакуум: 331 с | 
| Время работы | 115—125 с | 
| Горючее | РГ-1 | 
| Окислитель | LOX | 
| Вторая ступень — «Блок Б» | |
| Длина | 20,5 м | 
| Диаметр | от 7,3 до 10,3 м (конус) | 
| Сухая масса | 55 т | 
| Стартовая масса | 561 т | 
| Маршевые двигатели | 8 × НК-15В (НК-43) | 
| Тяга | 1432 тс (14 043 кН) | 
| Время работы | 120 с | 
| Горючее | РГ-1 | 
| Окислитель | LOX | 
| Третья ступень — «Блок В» | |
| Длина | 11,1 м | 
| Диаметр | от 5,5 до 7,6 м (конус) | 
| Сухая масса | 14 т | 
| Стартовая масса | 189 т | 
| Маршевые двигатели | 4 × НК-31 (НК-21) | 
| Тяга | 164 тс (1608 кН) | 
| Время работы | 370 с | 
| Горючее | РГ-1 | 
| Окислитель | LOX | 
| Четвёртая ступень — «Блок Г» | |
| Диаметр | 4,1 м | 
| Сухая масса | 6 т | 
| Стартовая масса | 62 т | 
| Маршевый двигатель | НК-19 (НК-9В) | 
| Тяга | 45,5 тс (446 кН) | 
| Время работы | 443 с (неск. включений) | 
| Горючее | РГ-1 | 
| Окислитель | LOX | 
| Пятая ступень — «Блок Д» | |
| Диаметр | 4,1 м | 
| Сухая масса | 3,5 т | 
| Стартовая масса | 18 т | 
| Маршевый двигатель | 11Д57 | 
| Тяга | 40 тс (392 кН) | 
| Время работы | 600 с (неск. включений) | 
| Горючее | РГ-1 | 
| Окислитель | LOX | 
 
				 
		