Спроектирована как сверхтяжелая подъемная Ракета, чтобы конкурировать с американским Сатурном V и в конечном итоге поставить человека на Луну раньше США, разработка Н-1 и даже ее существование были советской государственной тайной на протяжении десятилетий! Его первый этап был самым мощным в истории, но после четырех неудачных запусков между 1969 и 1972 годами и победы американцев в гонке полётов на Луну программа была свёрнута.
Факты об огромной советской лунной ракете Н-1
- ф
- Главный советский конструктор ракет Сергей Королев всегда мечтал отправить человека на Луну с ракетой Н-1
- Лунная ракета Н-1 была очень высокой — 105 м и она немного короче Сатурна V
- Лунная вариация Н-1 состояла из 5 ступеней ракеты. 3 требовалось для выхода на низкую околоземную орбиту
- Необычная коническая форма Н-1 была обусловлена использованием сферических топливных баков, которые были в основании. Они были 17 м в ширину!
- Первая ступень Н-1 произвела сумасшедшие 4,6 миллиона кг тяги, который легко превысил 3,5 миллиона кг веса американской ракеты Saturn V
- Первая ступень до сих пор является самой мощной ступенью любой ракеты в истории
- Тяга для первой ступени поступала от 30 ракетных двигателей НК-15, расположенных в два кольца, наружное основное кольцо 24 и внутреннее кольцо 6
- Полностью загруженный и заправленный, Н-1 весил поразительные 2750 тонн!
- Все 4 попытки запустить Н-1 на орбиту провалились, а второй запуск с грохотом вернулся на стартовую площадку, что привело к одному из крупнейших неядерных взрывов в истории человечества
- Частично из-за этих сбоев программа Н-1 была приостановлена в 1974 году, официально отменена в 1976 году, а неудачная лунная программа хранилась в государственной тайне до 1990-х годов
Сравнение Сатурн V и ракеты Н-1
Сатурн V был на 6 м выше, чем Н-1, но гораздо тоньше в основании (10 м против 17 м) из – за их различной формы, конической против цилиндрической. Н-1 обеспечивал значительно большую тягу с первой ступени, за счет 30 ракетных двигателей против 5 огромных двигателей F1 Сатурн V. Американская ракета использовала более высокое импульсное жидкое водородное топливо в своих верхних ступенях, а не ракетное топливо на основе керосина как это было в Н-1.
В конечном счете, Сатурн V имел превосходную надежность и никогда не испытывал серьезных сбоев в течение 13 запусков, в то время как все четыре запуска разработки Н-1 все привели к сбою.
В то время, когда была отменена лунная ракетная программа Н-1, оставались две готовые ракеты Н-1, но они были по приказу утилизированы, чтобы скрыть неудавшуюся лунную программу СССР. Однако около 150 ракетных двигателей Н-1 были спрятаны на складе и хранились в запустении, а Россия в конце концов продала 36 из них более чем за 1 миллион долларов каждый в середине 1990-х годов американской компании. В конечном итоге они использовались для полётов на орбитальной ракете ATK Antares, доставляя грузовую капсулу Cygnus на Международную космическую станцию. Однако неудача в 2014 году, которая привела к взрыву ракеты, поставила крест на дальнейшем использовании этих двигателей. Россия продолжает использовать оставшиеся двигатели Н-1 на новых и существующих ракетах, такие как «Союз».
Общие сведения | |
---|---|
Страна | СССР |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | «ОКБ-1» (Королёв С. П., Мишин В. П.) |
Изготовитель | «Прогресс» |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 5 |
Длина (с ГЧ) | 105,3 м |
Диаметр | 17,0 и 15,6 м |
Сухая масса | 208 т |
Стартовая масса | Н1: 2735 т Н1Ф: 2950 т |
Масса полезной нагрузки | |
• на НОО | Н1: 90 т Н1Ф: 100 т |
• на ГПО[прим. 1]
— на ГСО — на ГЛО |
Н1: 46 т Н1Ф: 51 т Н1: 22 т Н1Ф: 24 т Н1: 33 т Н1Ф: 36 т |
• на лунной орбите | Н1: 31 т Н1Ф: 34 т |
• на Луне | 5,56 т |
История запусков | |
Состояние | закрыт |
Число запусков | 4 |
• неудачных | 4 |
Первая ступень — «Блок А» | |
Длина | 30,1 м |
Диаметр | от 10,3 до 16,9 м (конус) |
Сухая масса | 130 т |
Стартовая масса | 1880 т |
Маршевый двигатель | Н1: 30 × НК-15 / Н1Ф: 30 × НК-15, НК-33 |
Тяга | Н1: 4615 тс (45 258 кН) Н1Ф: 5130 тс (50 308 кН) |
Удельный импульс | Уровень моря: 297 с Вакуум: 331 с |
Время работы | 115—125 с |
Горючее | РГ-1 |
Окислитель | LOX |
Вторая ступень — «Блок Б» | |
Длина | 20,5 м |
Диаметр | от 7,3 до 10,3 м (конус) |
Сухая масса | 55 т |
Стартовая масса | 561 т |
Маршевые двигатели | 8 × НК-15В (НК-43) |
Тяга | 1432 тс (14 043 кН) |
Время работы | 120 с |
Горючее | РГ-1 |
Окислитель | LOX |
Третья ступень — «Блок В» | |
Длина | 11,1 м |
Диаметр | от 5,5 до 7,6 м (конус) |
Сухая масса | 14 т |
Стартовая масса | 189 т |
Маршевые двигатели | 4 × НК-31 (НК-21) |
Тяга | 164 тс (1608 кН) |
Время работы | 370 с |
Горючее | РГ-1 |
Окислитель | LOX |
Четвёртая ступень — «Блок Г» | |
Диаметр | 4,1 м |
Сухая масса | 6 т |
Стартовая масса | 62 т |
Маршевый двигатель | НК-19 (НК-9В) |
Тяга | 45,5 тс (446 кН) |
Время работы | 443 с (неск. включений) |
Горючее | РГ-1 |
Окислитель | LOX |
Пятая ступень — «Блок Д» | |
Диаметр | 4,1 м |
Сухая масса | 3,5 т |
Стартовая масса | 18 т |
Маршевый двигатель | 11Д57 |
Тяга | 40 тс (392 кН) |
Время работы | 600 с (неск. включений) |
Горючее | РГ-1 |
Окислитель | LOX |