Секретная советская лунная ракета Н-1 — Про космос

692

Лунная ракета Н-1

Спроектирована как сверхтяжелая подъемная Ракета, чтобы конкурировать с американским Сатурном V и в конечном итоге поставить человека на Луну раньше США, разработка Н-1 и даже ее существование были советской государственной тайной на протяжении десятилетий! Его первый этап был самым мощным в истории, но после четырех неудачных запусков между 1969 и 1972 годами и победы американцев в гонке полётов на Луну программа была свёрнута.

Факты об огромной советской лунной ракете Н-1

    ф

  • Главный советский конструктор ракет Сергей Королев всегда мечтал отправить человека на Луну с ракетой Н-1
  • Лунная ракета Н-1 была очень высокой — 105 м и она немного короче Сатурна V
  • Лунная вариация Н-1 состояла из 5 ступеней ракеты. 3 требовалось для выхода на низкую околоземную орбиту
  • Необычная коническая форма Н-1 была обусловлена использованием сферических топливных баков, которые были в основании. Они были 17 м в ширину!
  • Первая ступень Н-1 произвела сумасшедшие 4,6 миллиона кг тяги, который легко превысил 3,5 миллиона кг веса американской ракеты Saturn V
  • Первая ступень до сих пор является самой мощной ступенью любой ракеты в истории
  • Тяга для первой ступени поступала от 30 ракетных двигателей НК-15, расположенных в два кольца, наружное основное кольцо 24 и внутреннее кольцо 6
  • Полностью загруженный и заправленный, Н-1 весил поразительные 2750 тонн!

Лунная ракета Н-1 схема

  • Все 4 попытки запустить Н-1 на орбиту провалились, а второй запуск с грохотом вернулся на стартовую площадку, что привело к одному из крупнейших неядерных взрывов в истории человечества
  • Частично из-за этих сбоев программа Н-1 была приостановлена в 1974 году, официально отменена в 1976 году, а неудачная лунная программа хранилась в государственной тайне до 1990-х годов

Сравнение Сатурн V и ракеты Н-1

Сатурн V был на 6 м выше, чем Н-1, но гораздо тоньше в основании (10 м против 17 м) из – за их различной формы, конической против цилиндрической. Н-1 обеспечивал значительно большую тягу с первой ступени, за счет 30 ракетных двигателей против 5 огромных двигателей F1 Сатурн V. Американская ракета использовала более высокое импульсное жидкое водородное топливо в своих верхних ступенях, а не ракетное топливо на основе керосина как это было в Н-1.

В конечном счете, Сатурн V имел превосходную надежность и никогда не испытывал серьезных сбоев в течение 13 запусков, в то время как все четыре запуска разработки Н-1 все привели к сбою.

В то время, когда была отменена лунная ракетная программа Н-1, оставались две готовые ракеты Н-1, но они были по приказу утилизированы, чтобы скрыть неудавшуюся лунную программу СССР. Однако около 150 ракетных двигателей Н-1 были спрятаны на складе и хранились в запустении, а Россия в конце концов продала 36 из них более чем за 1 миллион долларов каждый в середине 1990-х годов американской компании. В конечном итоге они использовались для полётов на орбитальной ракете ATK Antares, доставляя грузовую капсулу Cygnus на Международную космическую станцию. Однако неудача в 2014 году, которая привела к взрыву ракеты, поставила крест на дальнейшем использовании этих двигателей. Россия продолжает использовать оставшиеся двигатели Н-1 на новых и существующих ракетах, такие как «Союз».

Читайте так же:  Rocket Lab попробует поймать первую ступень ракеты Electron при помощи вертолета

Лунная ракета Н-1 фото

Общие сведения
Страна Секретная советская лунная ракета Н-1 СССР
Назначение ракета-носитель
Разработчик «ОКБ-1» (Королёв С. П., Мишин В. П.)
Изготовитель «Прогресс»
Основные характеристики
Количество ступеней 5
Длина (с ГЧ) 105,3 м
Диаметр 17,0 и 15,6 м
Сухая масса 208 т
Стартовая масса Н1: 2735 т
Н1Ф: 2950 т
Масса полезной нагрузки
 • на НОО Н1: 90 т
Н1Ф: 100 т
 • на ГПО[прим. 1]

— на ГСО

— на ГЛО

Н1: 46 т
Н1Ф: 51 т
Н1: 22 т
Н1Ф: 24 т
Н1: 33 т
Н1Ф: 36 т
 • на лунной орбите Н1: 31 т
Н1Ф: 34 т
 • на Луне 5,56 т
История запусков
Состояние закрыт
Число запусков 4
 • неудачных 4
Первая ступень — «Блок А»
Длина 30,1 м
Диаметр от 10,3 до 16,9 м (конус)
Сухая масса 130 т
Стартовая масса 1880 т
Маршевый двигатель Н1: 30 × НК-15 / Н1Ф: 30 × НК-15, НК-33
Тяга Н1: 4615 тс (45 258 кН)
Н1Ф: 5130 тс (50 308 кН)
Удельный импульс Уровень моря: 297 с
Вакуум: 331 с
Время работы 115—125 с
Горючее РГ-1
Окислитель LOX
Вторая ступень — «Блок Б»
Длина 20,5 м
Диаметр от 7,3 до 10,3 м (конус)
Сухая масса 55 т
Стартовая масса 561 т
Маршевые двигатели 8 × НК-15В (НК-43)
Тяга 1432 тс (14 043 кН)
Время работы 120 с
Горючее РГ-1
Окислитель LOX
Третья ступень — «Блок В»
Длина 11,1 м
Диаметр от 5,5 до 7,6 м (конус)
Сухая масса 14 т
Стартовая масса 189 т
Маршевые двигатели 4 × НК-31 (НК-21)
Тяга 164 тс (1608 кН)
Время работы 370 с
Горючее РГ-1
Окислитель LOX
Четвёртая ступень — «Блок Г»
Диаметр 4,1 м
Сухая масса 6 т
Стартовая масса 62 т
Маршевый двигатель НК-19 (НК-9В)
Тяга 45,5 тс (446 кН)
Время работы 443 с (неск. включений)
Горючее РГ-1
Окислитель LOX
Пятая ступень — «Блок Д»
Диаметр 4,1 м
Сухая масса 3,5 т
Стартовая масса 18 т
Маршевый двигатель 11Д57
Тяга 40 тс (392 кН)
Время работы 600 с (неск. включений)
Горючее РГ-1
Окислитель LOX

Источник