Если человечество хочет освободиться от своей зависимости от ископаемого топлива, ядерная энергетика — это один из самых реальных вариантов достижения этой цели. Это довольно чистое производство. Хотя бы потому, что в отличие от тепловых электростанций, сжигающих нефть, уголь или газ, атомные не выбрасывают в атмосферу углекислый газ. Единственный их недостаток – это радиоактивные отходы, которые надо где-то укрывать на тысячи лет. Преимуществ же масса, в том числе и то, что получение электричества здесь не зависит от погоды и времени суток, как в случае с некоторыми другими альтернативными источниками энергии. Именно поэтому многие страны активно развивают эту отрасль, а некоторые из них даже строят корабли с атомными реакторами, которые должны стать чем-то вроде мобильных электростанций. Что это — гениальная идея или бомба замедленного действия, которая рано или поздно взорвётся? Давайте попробуем разобраться.
По имеющимся данным, Китай начал строительство плавучей атомной электростанции, которая начнёт работу в 2021 году. А Россия уже построила баржу, несущую два 35-мегаваттных реактора. Ожидается, что она будет подключена к энергосистеме Дальнего Востока в декабре этого года, расположившись около Чукотки. Этот факт вызывает тревогу у определённой части мировой общественности. Так как именно на территории СССР произошла катастрофа, надолго подорвавшая репутацию ядерной энергетики. Чернобыль, 1986 год. Мы все прекрасно помним эту неприятную страницу истории. Некоторые западные эксперты уже успели окрестить российскую плавучую электростанцию «Чернобылем на льду».
Однако данная концепция действительно очень удачна и имеет много преимуществ. Наземные атомные станции долго строятся и часто сталкиваются с негативной реакцией местных жителей, не желающих соседствовать с источником повышенной опасности. Эти объекты не могут быть куда-то перемещены. Плавучие же реакторы можно отправлять в любую точку страны или мира, где существует необходимость в электроэнергии. Естественно, такая атомная электростанция несёт с собой и некоторые риски. Самый очевидный — это волнение океана. Система охлаждения реакторов должна быть спроектирована так, чтобы поддерживать необходимую температуру в любых условиях, при самой сильной качке. Есть также проблема с устройством защитной оболочки. Обычные, сухопутные атомные реакторы могут накрываться толстой бетонной гермооболочкой, которая предотвращает утечки радиоактивных материалов в случае даже крупных порывов труб. Плавающая электростанция с такой защитой будет весьма громоздка. Поэтому альтернатива тут проста — либо действительно очень тяжелые корабли, либо не столь надёжная гермооболочка.
Обнадёживает здесь тот факт, что атомная энергия на различных судах применяется уже более полувека. Первым кораблём с такой силовой установкой была подводная лодка «Наутилус«, спущенная на воду в 1954 году. С той поры построены сотни субмарин и надводных кораблей, использующих ядерную энергию. У некоторых стран, например, США, проблем с ними не возникало. Немного печальнее статистка у российского флота, где произошло несколько серьезных аварий, приведших к гибели от радиации более 20 человек. Однако с конца семидесятых, когда больше внимания стало уделяться безопасности и надежности, количество происшествий уменьшилось и здесь. Также стоит отметить традицию строительства Россией атомных ледоколов, которые эксплуатируются и сегодня. Таким образом, учитывая многолетний опыт работы с атомными реакторами морского базирования, можно однозначно утверждать, что опасения по поводу «плавучего Чернобыля» сильно преувеличены. С этим согласны и иностранные эксперты, в том числе бывший глава Комиссии по ядерному регулированию Дейл Клейн.
Если конструкция плавучих атомных электростанций окажется безопасной, а сами они докажут свою экономическую эффективность, это, возможно, приведёт к созданию других конструкций подобного типа. В 2015 году собственную концепцию представил Массачусетский технологический институт. Она заключалась в установке реакторов на огромные цилиндрические платформы, похожие на те, что используются при строительстве плавучих нефтяных вышек. Авторы идеи считают, что такие станции могут производиться в больших количествах. Они могут быть легко развернуты, благодаря чему станут гораздо доступнее по цене, чем нынешние атомные станции. Инженеры предлагают устанавливать их на глубокой воде и как минимум в 13 километрах от берега, что снизит вероятность их повреждения землетрясениями и цунами. Американцы продолжают работать над этой идеей и надеются, что первые из этих станций будут введены в строй в 2030 году. Если ожидания оправдаются, морская атомная электроэнергетика может внести огромный вклад в борьбу с изменением климата.