Два года пандемии многое изменили в работе системы здравоохранения и реализации программ обязательного медицинского страхования (ОМС), заставили организаторов пересмотреть модели, наработанные годами.
Не обошли перемены стороной и организацию добровольного медицинского страхования (ДМС).
— Пандемия длится уже два года, и вопрос о сохранении жизни и здоровья стоит очень остро, — констатирует начальник департамента личного страхования компании "Энергогарант" Наталья Клименко. — Число обращений за медицинской помощью увеличилось. В связи с этим ДМС стало более востребованным как у физических, так и у юридических лиц.
— В период пандемии резко ускорилось развитие множества medtech-сервисов, в первую очередь телемедицины, — отмечает директор управления продуктового менеджмента и поддержки продаж ДМС компании "Ренессанс страхование" Светлана Базаренко.
— Эти услуги стали абсолютной нормой для любой программы ДМС, — продолжает Светлана Базаренко. — Сейчас у нас более 150 врачей проводят свыше 100 тысяч телеконсультаций ежегодно. Запустили много других диджитал-сервисов — онлайн-скрининг, контент медитации для ментального здоровья, сервисы для хронически больных с таблетницей, аптечкой для путешественников.
— Телемедицинские сервисы активно развиваются не только в крупных городах, но и в небольших поселениях, — дополняет заместитель директора департамента методологии и андеррайтинга ДМС компании "Росгосстрах" Ольга Купцова. — Эта опция включена во все наши корпоративные программы ДМС. Более того, мы дополнили список доступных консультаций, включив в него психолога, диетолога, специалиста по здоровому образу жизни. Что касается классических программ ДМС, то с начала пандемии мы организуем и оплачиваем назначенные врачом амбулаторные медуслуги, связанные с диагностикой ковида. Позже были введены специализированные программы для тех, кто перенес заболевание в тяжелой форме.
Эксперты оценивают ситуацию на рынке ДМС как сложную, но стимулирующую поиск новых форм работы
Появление в договорах новых опций отмечают специалисты и других компаний.
— Среди них — программы реабилитации после COVID-19, "горячие линии", удаленный врач офиса, сопровождение заболевших, усиление штата психологов, — перечисляет Светлана Базаренко.
— Мы разработали ряд программ: раннюю диагностику, ПЦР-диагностику и исследование антител, — отмечает Наталья Клименко. — Такие мероприятия часто проводились в коллективах для раннего выявления заболевших и носителей вируса. Кроме того, в программы было включено лечение пациентов с коронавирусной инфекцией на дому и стационарное лечение. Для профилактической работы добавили онлайн-конференции, на которые приглашали врачей разных специальностей. Их лекции давали результат: в коллективах увеличивался процент вакцинированных, при признаках ОРВИ сотрудники лечились на дому, уменьшалось количество контактов и заболевших.
— Появились специальные продукты на случай заболевания COVID-19, — отмечает и Ольга Купцова. — Например, от неблагоприятных последствий вакцинации, если после коронавируса потребуется реабилитация. По этому продукту сотни клиентов уже прошли восстановительные процедуры в санаториях Краснодарского края, Ивановской области, Москвы.
Испытанием для рынка ДМС стало санкционное давление, в результате которого из нашей страны ушел ряд зарубежных компаний.
— В марте — апреле массового пересмотра программ не происходит, — отмечает Светлана Базаренко. — Закрывающие бизнес в России клиенты расторгают договоры, но это не массовые случаи. Те отрасли, где изменения пока незначительны, сохраняют ДМС и даже расширяют программы. Есть и новые клиенты, и пролонгации договоров действующими. Но по опыту можно предположить, что клиенты начнут оптимизировать программы ДМС, отказываясь от дорогостоящих опций или, например, включать франшизу. Появился и такой тренд, как запросы на ДМС для релоцированных подразделений. В частности, среди наших клиентов есть запросы на обслуживание по ДМС в Армении, Казахстане и Турции.
— Сейчас мы предлагаем клиентам в ходе переговоров двигаться в сторону высокотехнологичного лечения сложных заболеваний, — обозначила новый тренд Ольга Купцова. — Также предлагаем использовать франшизу. Когда застрахованным надо финансово участвовать в оплате медуслуг, они лишний раз задумаются, а нужно ли дополнительное обследование или какие-то процедуры.