В последнее время в новостях, посвящённых астрономии, очень много про Луну. Приближается полувековой юбилей высадки на её поверхность астронавтов «Аполлона-11», Израиль разбил о неё первый в своей истории межпланетный космический аппарат, произошло несколько других весьма значимых событий. Не самое последнее место в этом ряду заняла и новость о том, что Белый дом поставил перед НАСА амбициозную задачу — вновь доставить человека на Луну. Она должна быть выполнена к 2024 году. Это очень серьёзная цель и весьма трудное испытание для агентства, если учесть, сколько потребуется времени, усилий и оборудования.
Однако на прошлой неделе одна частная компания предложила свою помощь в этом непростом деле. Устроив попутно сенсацию довольно приличного масштаба. Объявление было сделано на отлично срежиссированной презентации для прессы. Компания «Blue Origin», именно так она называется, рассказала о том, что уже некоторое время разрабатывает лунный посадочный модуль, именующийся «Blue Moon» («Голубая луна»). Если бы Борис Моисеев был популярен хоть где-то за пределами России, то, возможно, этот аппарат назывался бы как-то иначе. Теперь же придётся это как-то переваривать. Как бы то ни было, журналистам и другим приглашённым позволили взглянуть на модуль и произвести его съёмку.
Возможно, раньше вы уже слышали о «Blue Origin». Скорее всего, в связи с тем, что она принадлежит Джеффу Безосу, основателю интернет-гиганта «Amazon». Недавно на слуху был другой проект, осуществляющийся компанией — многоразовые суборбитальные ракеты «New Shepard». В любом случае, «Blue Origin» за последние несколько лет добилась огромных успехов. Но «Blue Moon» — это совершенно новое для неё поле деятельности. До сей поры те аппараты, что были построены компанией, не совершили ни единого витка вокруг Земли. Да, они поднимались в космос, но тут же опускались на планету. И ни один из них не был пилотируемым.
Представленный компанией посадочный модуль предназначен для доставки грузов на Луну, но к 2024 году он может быть переоборудован для размещения астронавтов. Что, как кажется, будет огромным подспорьем для НАСА. Кроме того, на прошлой неделе Безос объявил о том, что в планы компании входит отправка «Blue Moon» в кратер Шеклтон, находящийся у южного полюса Луны. Когда это произойдёт, не совсем ясно, но цель, надо отметить, выбрана весьма привлекательная. В первую очередь, с практической точки зрения. В этом месте почти всегда светло, то есть отдача от солнечных панелей, установленных здесь, будет максимальной. При этом внутрь самого кратера наше светило никогда не заглядывает, в связи с чем считается, что в нём может находиться водяной лёд.
В совокупности это даёт один из самых элитных кусков лунной недвижимости, если мыслить на перспективу. Вода нужна не только для питья. С помощью электричества, получаемого солнечными панелями, её можно разделять на кислород и водород. Первый нужен для дыхания, а второй может использоваться как ещё один источник энергии. Водород — это отличное топливо, которое горит в присутствии кислорода. В данный момент стратегический план исследователей из «Blue Origin» заключается в том, чтобы выполнить несколько подготовительных посадок своего модуля на Луну. Во время каждой из них на поверхность нашего естественного спутника будут доставляться тонны различных грузов. Когда всё необходимое окажется на месте, туда можно будет отправлять и людей.
Планы, как видим, грандиозные. Они в хорошем смысле потрясают воображение. Работы, однако, предстоит ещё много. Этот проект, по большому счёту, находится на одном из первых этапов. Ближайшей задачей является испытание двигателя для «Blue Moon». Он называется «BE-7», и работает на жидкой смеси водорода и кислорода. Его первое огневое испытание запланировано на это лето. Конструкторы проверят надёжность работы электрических компонентов и стабильность горения топлива. О доставке модуля непосредственно к Луне речь пока не идёт.
Кроме того, «Blue Origin» придётся сконструировать и построить ракету-носитель, так как имеющаяся в распоряжении компании «New Shepard» для полётов на Луну не годится. Название для неё уже придумано -«New Glenn». Работы находятся на стадии проектирования, но, согласно плану, она поступит в эксплуатацию уже в 2021 году. Если у детища Безоса всё получится, эта ракета-носитель может стать конкурентом «Falcon Heavy» другой частной корпорации, «SpaceX», и, возможно, также будет рассматриваться НАСА как средство доставки людей на Луну.