— Дмитрий Львович, накануне состоялась итоговая сессия областного совета. Какие вопросы удалось решить в финале года?
— Целый блок социальных вопросов. Мы продолжили индексацию заработных плат – в первую очередь, для работников бюджетных учреждений. Предусмотрели выплату новых пособий для молодых педагогов, которые приходят на работу в сельскую местность, выплаты для лесников – очень важный законопроект. И, конечно, инициировали целый ряд законопроектов. Например, это так называемый «социальный кодекс», куда входят законы, связанные с социальной сферой. Речь о различных видах пособий, региональных наград, которые все были собраны в одном документе. Также мы рассмотрели работу фонда капитального ремонта, некоторые вопросы, связанные с земельным законодательством.
— Вы на посту спикера облсовета лишь с осени, а до этого работали заместителем главы администрации Липецкой области. Сменился ли ракурс видения проблем и подходов к их решению?
— Да, работа стала более публичной. Решения, которые мы принимаем, должны получить одобрение общественности. Управленческая работа имеет свои нюансы, и, хотя в целом депутаты и администрация работают в одном направлении – на удовлетворение потребностей жителей, мы должны понимать, что в данном случае все наши слова, поступки сразу же становятся публичными. Это накладывает определенный отпечаток. Но, в любом случае, самая главная наша задача – ориентироваться на потребности и запросы жителей. Мы из этого исходим.
— Какие законопроекты, принятые депутатами облсовета в этом году, видятся вам наиболее значимыми?
— Безусловно, это бюджет, потому что это базовый документ, на основании которого работает регион. Это финансовое обоснование целого ряда законов, которые своевременно принимаются областным советом. Кроме того, мы внесли изменения в закон о статусе депутата Липецкой области. Они направлены на то, чтобы законотворцы держали ответ перед избирателями – жителями округов, от которых выбраны. Отмечу социальные контракты, а также социальное казначейство — это целый ряд услуг, которые будут оказываться через систему МФЦ, в том числе, выдача справок о рождении и других, что упростит людям жизнь. Социальный контракт – тоже очень важное направление, количество его получателей серьезно выросло. Так, в следующем году уже 5,5 тысяч человек будут работать по социальному контракту.
— Каков у региона задел на будущий год благодаря решениям депутатов? Для реализации каких проектов в этом году вы уже подготовили законодательную базу?
— Конечно, надо отталкиваться от бюджета. На 2022 год – это 85,5 миллиардов рублей расходов. Для сравнения – текущий бюджет принимался в первой редакции с расходной частью менее 70 миллиардов. То есть, это существенное увеличение. Две трети бюджета пойдут на социальные направления: здравоохранение, демографию, образование, культуру, туризм, спорт. Существенные средства по этим пунктам направляются на реализацию национальных проектов – 16,5 миллиардов. У нас хороший бюджет развития – 12 миллиардов рублей. Свыше десяти миллиардов – дорожный фонд, из которого средства пойдут на ремонт и строительство дорог, мостовых сооружений. То есть бюджет серьезный и принят с большим заделом на эффективную работу в регионе.
— Ваша ключевая специализация – экономика, внешние связи, инвестиции. Это как-то сказывается на формировании приоритетов законотворчества? Или это, скорее, дополнительный инструментарий в решении экономических вопросов?
— Наверное, специализация моя гораздо шире – с учетом того, что я курирую экономику, нацпроекты. А это как раз все аспекты, с которыми я сталкиваюсь в работе в регионе. Здравоохранение, образование, демография – лишь часть ключевых нацпроектов, которые мне приходилось курировать и в правительстве, и сейчас в областном совете. Я вижу и понимаю, как они реализуются. Строительство новых школ, детских садов, больниц, дорог – это все проходило через меня, и этот опыт в экономике региона наиболее применим в моей сегодняшней работе, потому что гораздо проще действовать, зная специфику, цифры, коммуникации по каждому из направлений.
— Как вам кажется, что изменилось в работе депутатского корпуса с вашим приходом?
— Дело не только в моем приходе – у нас в целом поменялся состав областного совета. Он, с одной стороны, стал более компактным – у нас 42 депутата, на четверть меньше, чем в предыдущем созыве. С другой стороны, около половины нынешних парламентариев не имеют опыта публичной деятельности и работы в качестве депутатов. Это накладывает некоторый отпечаток на наше взаимодействие. Сейчас происходит процесс притирки, потому что люди новые. И мы должны понять основы публичной законодательной власти – не только в части выступлений и общения с жителями региона, но и в части общей работы депутатского корпуса, потому что она кропотливая и технологичная. Очень просто выйти на площадь с лозунгом «давайте сделаем то-то и то-то». Гораздо сложнее реализовать это в части законодательной инициативы, потому что здесь необходимо четкое знание законов, нормативно-правовой базы как субъекта, так и страны. И всегда нужно экономическое обоснование инициатив, потому что недостаточно сказать «давайте построим стадион» – надо еще найти средства на это. Кроме того, должен быть градостроительный план, схема территориального планирования, проект и целый комплекс документов, которые позволят этот стадион построить. И для понимания того, как все это увязать, требуется повышать профессиональные компетенции депутатов. Это одно из направлений, над которым мы будем работать.
— А что хотелось бы изменить не только в работе парламента, но и в жизни региона?
— Изменения диктует жизнь. Постоянно происходят какие-то новые вызовы: в сфере экономики, здравоохранения, и наша задача – очень быстро, оперативно на них реагировать, сглаживать проблемы и работать над постоянным развитием региона.